Отчет о VIII Конгрессе «Подмосковные вечера»
Пленарное заседание
Секция «Построение национальных инфраструктур»
Секция «CIO: Бизнес-лидер»
Секция «Позитивно: BigDat’но»
Секция «Тренды ИТ»
Секция «Архитектура: тектонический сдвиг»
Секция «LEGO-лизация ИТ»
Секция «Сделай сам vs типовые решения»
Секция «ИТ-директор как сервис»
Секция «Делаем лимонад или Позитив из проблем»
Секция «Managed Print/document Services»
Секция «Построение национальных инфраструктур»
Секцию «Построение национальных инфраструктур» открыл в конференц-зале Евгений Колесников (МФТИ, Директор ЦДПО).
Для начала Евгений напомнил присутствующим о тех условиях, в которых строилась работа еще полгода назад, в апреле-мае 2014 года, когда жизнь ИТ-департаментов была плавна и размеренна, имелись четкие планы развития на ближайшие годы, и об отрицательных внешних воздействиях на государственном уровне никто еще и не помышлял.
Сейчас же, как показали дискуссии, состоявшиеся 11 сентября в рамках совместного мероприятия ФРИИ и Клуба 4CIO.Ru, окружающая реальность кардинально изменилась, и перед представителями ИТ стоит вопрос — как выйти из сложившегося положения? Путей решения возникшей проблемы много, и существует ряд основных сценариев дальнейшего развития ситуации — от позитивного до резко негативного.
После краткого вступления Евгения слово взял Искендер Нурбеков (ФРИИ, Заместитель директора фонда по правовым вопросам и инициативам), просветивший аудиторию в вопросах юридической структуры объявленных санкций.
Основными моментами его выступления стали: экстерриториальная сущность санкций, обозначающая, что за их нарушение, совершенное дочерней компанией того или иного американского вендора, несет ответственность и штаб-квартира этой компании в США; меру ответственности определяет суд, и последствиями могут стать наложенный штраф в размере $1 млн или выше, а также порядка 20 лет тюремного заключения. Важный момент — согласно американскому праву, ответственность ложится и на сотрудников российского представительства компании.
Также Искендер развеял успевшее распространиться заблуждение о том, что поставки оборудования и/или софта можно лицензировать как услуги через посредника, избегая ответственности за обход санкций. На самом деле по закону будут привлечены к ответственности все три стороны подобной схемы.
Кроме того, было упомянуто и мнение некоторых представителей ИТ-рынка, гласящее, что, если был заключен договор на бессрочное пользование лицензией, то форс-мажорные обстоятельства не являются основанием для прекращения права пользования поставленным ПО. На самом деле в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (каковая ситуация сейчас и сложилась), вендор обязан прекратить предоставление услуг, и договор, скорее всего, будет расторгнут.
Стратегически верным решением, по словам Искендера, может стать смена платформы и/или вендора, несмотря на неудобства для ИТ-департамента, которые вызовет подобное решение — в долгосрочной перспективе этот шаг вполне оправдан, учитывая тяжелые последствия, которые может вызвать дальнейшее пользование ПО в условиях прекращенной лицензии.
Отдельный интересный вопрос, поднятый слушателем из зала — использование свободного программного обеспечения. Дело в том, как подтвердил Дмитрий Алтухов (Интер РАО ЕЭС, Генеральный директор Интер РАО ИТ), что несмотря на широко распространенное мнение, на сегодняшний день не существует ни юридического, ни технического способа воспрепятствовать обновлению того или иного свободного ПО, хранящегося и обновляющегося с использованием репозиториев, размещенных в различных странах. Даже если ряд стран закроет репозитории, опираясь на введенные санкции, всегда останутся их «зеркала» в третьих странах, доступные для получения обновлений.
Говоря об открытом ПО, Олег Бяхов (Агентство Стратегических Инициатив, Член Экспертного Совета направления «Новый бизнес») заметил, что, если взглянуть со стороны заказчика, в работе с open source приходится учитывать полное отсутствие возможностей взаимодействовать с каким-либо подобием полноценного вендора — нет ни юридической службы, ни внятного SLA с производителем, ничего подобного. Последовали возражения, указывающие на пример в лице Red Hat, однако суть выступления Олега была не в этом.
Основной мыслью, высказанной Олегом, стало наличие принципиальных трудностей в построении собственной, российской интеллектуальной платформы, с которой могла бы начаться разработка инфраструктур, принципиально отличных от западных аналогов. Проблема отечественной ИТ-отрасли, по его словам, в огромном отрыве западных разработчиков, составляющем 15-17 лет — если вести речь об архитектуре и базовых принципах. Именно поэтому имеет смысл при создании собственного продукта все же брать за основу наработки зарубежных коллег — иначе этот путь завершится тупиком.
Однако мнения экспертов сводились к тому, что единственный честный, «лобовой» путь решения проблемы — объявить ситуацию форс-мажорной на государственном уровне и массово отказываться от использования американских программных продуктов. Подобное нереализуемо на данном этапе из-за особенностей российского и международного законодательства, однако если брать ситуацию в целом, другого выхода из ситуации на сегодняшний день просто нет — никто не может гарантировать, что через пять, десять или пятьдесят лет мы сможем вернуться в то состояние, в котором пребывали еще полгода назад. Тяжесть ситуации подтвердил Евгений Бабенко (РАО ЭС Востока, Начальник департамента ИТ), критически оценив способность отечественных специалистов своими силами разработать «железо» или ПО — в лучшем случае это будут надстройки на базе западной архитектуры.
Дмитрий Северов (Независимый эксперт) отметил, что сейчас основная задача ИТ-отрасли заключается в первую очередь не в том, чтобы разработать выход из ситуации и продвинуть свое решение «наверх» по существующим каналам взаимодействия с госорганами — первоочередная задача в том, чтобы создать и стабилизировать такие каналы, поскольку сейчас способа получить у представителей власти какую-либо полезную информацию просто нет. Резюмируя мысль, Дмитрий отметил необходимость создания некой ассоциации, которая возьмет на себя задачи взаимодействия с правительственными органами. Формулировка задач, по его мнению, сейчас гораздо важнее попыток угадать верный выход из сложившейся ситуации.
Андрей Тихонов (Samsung, Директор по корпоративным продажам) предостерег коллег от необдуманных действий и необоснованных движений, заметив, что, к примеру, попытки поспешного переноса тех или иных серверов в Россию из-за рубежа могут окончиться веерным отключением ряда критичных сервисов — разумеется, подобное для бизнеса наших дней просто недопустимо.
Подводя итоги дискуссии, присутствующие в зале согласились, что одна из главных целей на сегодня — найти работающий продукт, позволяющий обеспечить непрерывность бизнеса. Этот продукт не обязательно должен быть создан в РФ — в первую очередь он должен позволять работу без оглядки на введенные санкции. Для нахождения этого продукта профессиональным потребителям ИТ в Российской Федерации необходимо объединиться и действовать сообща. Иного пути на сегодняшний день не существует.