Отчет о VIII Конгрессе «Подмосковные вечера»
Пленарное заседание
Секция «Построение национальных инфраструктур»
Секция «CIO: Бизнес-лидер»
Секция «Позитивно: BigDat’но»
Секция «Тренды ИТ»
Секция «Архитектура: тектонический сдвиг»
Секция «LEGO-лизация ИТ»
Секция «Сделай сам vs типовые решения»
Секция «ИТ-директор как сервис»
Секция «Делаем лимонад или Позитив из проблем»
Секция «Managed Print/document Services»
Секция «Позитивно: BigDat’но»
Вторая секция, как легко понять из ее названия «Позитивно: BigDat’но», была посвящена в первую очередь роли решений Big Data в современных ИТ и бизнес-процессах, и ведущим ее выступил Кирилл Корнильев (IBM, Генеральный директор региона EE/A).
Для начала ведущий представил приглашенных экспертов:
Олег Соломатин (Сбербанк Технологии, Руководитель центра компетенции BI);
Андрей Козырев (РОСАТОМ, Заместитель CIO);
Дмитрий Кондратьев (Verint Systems, Regional Sales Director);
Сергей Мацоцкий (IBS, Председатель правления);
Игорь Мушаков (X5 Retail Group, CIO).
Перейдя к теме обсуждений, Кирилл продемонстрировал несколько слайдов, и первой интересной вешкой для дискуссии стал разрыв между представлениями о том уникальном пользовательском опыте, который предоставляет ИТ-департамент. Дело в том, что, по данным проведенного недавно опроса, 80% ИТ-руководителей уверены в том, что делают, и считают, что предоставляют своим пользователям уникальный experience. Пользователи же куда более сдержаны в своих оценках и, как правило, не разделяют этот оптимизм.
Иллюстрируя мысль о неверном обращении с данными, Кирилл ознакомил собравшихся с небольшой пародийной аудиозаписью, дающей представление о том опыте, который может получить пользователь, данные о котором обработаны не вполне корректно.
В презентации Кирилла также содержались данные Gartner, гласящие, что в 2015 году предположительно в 25% крупных корпораций будет основана должность Chief Data Officer — и это явный знак, что в XXI веке данные играют роль наиболее ценного ресурса на планете, и обладающий ими, фигурально выражаясь, правит миром.
Помимо прочего, статистика, продемонстрированная ведущим на экране, гласит, что порядка половины участвовавших в опросе ИТ-директоров подтвердили — период возврата инвестиций в бизнес-аналитику составил около года, она позволила достичь прироста прибыли, а в некоторых случаях — создать значительное конкурентное преимущество. Говоря о самой природе Big Data, Кирилл четко разметил понятия «болото данных» и «озеро данных» — несложно догадаться, что их разница в первую очередь в структурированности, прозрачности и доступности потоков данных.
Кирилл говорил и о так называемых Systems of Engagement — системах взаимодействия с пользователем, включающих в себя мобильные приложения, соцсети, дополненную реальность и многое другое. Все эти системы могут поддерживать активное взаимодействие с системами Big Data, позволяя аналитикам работать в реальном времени, оперируя потоками наиболее актуальных данных. И в ближайшие годы, по ожиданиям экспертов, именно Systems of Engagement предстоит заменить традиционные системы записи и хранения данных.
Приглашенные эксперты поделились положением вещей с бизнес-аналитикой в своих компаниях — разумеется, речь идет о компаниях-потребителях ИТ. Общее мнение представителей банкинга, госсектора и ритейла сошлось на том, что потенциал у обсуждаемых систем огромный, однако сейчас заказчики находятся в стадии определения оптимальных точек использования подобной мощи. Помимо прочего, Игорь Мушаков упомянул о недостатке экспертизы по этой теме и отметил, что это текущий challenge для рынка.
Сергей Мацоцкий призвал четко понимать, что такое на самом деле Big Data. Ведь Business Intelligence (BI) или даже продвинутый BI — это устоявшееся и определенное понятие, а подход Big Data подразумевает несколько иное использование данных. Еще один ключевой момент, обозначенный Сергеем — помимо самой технологии, необходим персонал, способный обосновать бизнесу свою полезность. Несмотря на сходство с общей ситуацией любого ИТ-департамента, в случае с Big Data это несколько иная задача.
В дискуссии эксперты рассмотрели изменения, приносимые в бизнес-процессы внедрением Big Data, как со стороны вендора или интегратора, обеспечивающего работоспособность этих систем, так и со стороны заказчика, для которого крайне важно обеспечить своевременное поступление актуальных данных и получение полезной для бизнеса информации.
Касаемо будущей роли CDO — Chief Data Officer — эксперты сошлись во мнении, что подобная должность в ближайшие годы не приживется в российских компаниях, в первую очередь из-за специфики менталитета. Несмотря на потенциальную полезность для бизнеса, CDO остается руководителем с неясным подчинением и неопределенными KPI. Соответственно, здесь остается либо «изобрести велосипед» и посмотреть на его эффективность, либо просто занять выжидательную позицию и дождаться выработки best practice на Западе. Дискуссия о возможных ролях CDO в командной цепи компании вышла крайне интересной — в силу различий во взглядах на бизнес и реалии рынка эксперты составили совокупность мнений по вопросу «Насколько сейчас нужен CDO и чем конкретно он должен заниматься».
Если у Вас появились проблемы при просмотре видео, попробуйте открыть его в новой вкладке, нажав на эту ссылку.